097-990-91-19
066-532-64-77
Время работы:
круглосуточно

Раннее начало реабилитационных мероприятий после инсульта, которые проводятся с первых дней инсульта (если позволяет общее состояние больного) и помогают ускорить и сделать более полными восстановления нарушенных функций, предотвратить развитие вторичных осложнений (застойной пневмонии, тромбофлебитов, контрактур, пролежней, мышечной дистрофии).Реабилитация должна начинаться еще в неврологическом отделении и продолжаться в реабилитационном отделении больницы или в реабилитационном центре (санатории).Больные и члены их семей должны принимать активное участие в реабилитационном процессе (в частности, в выполнении "домашних заданий" во второй половине дня и в выходные дни).Прогноз восстановления во многом определяется размером и расположением пораженной области мозга, а также точностью и полнотой выполнения реабилитационных мероприятий.

Основным методом реабилитации инсультных больных с нарушениями движений является лечебная физкультура (кинезотерапия), в задачи которой входит восстановление (полное или частичное) объема движений, силы и ловкости в пораженных конечностях, функции равновесия, навыков самообслуживания.

В специальных реабилитационных центрах кроме кинезотерапии больным назначается электростимуляция нервно-мышечного аппарата пораженных конечностей и проводятся занятия с применением метода биологической обратной связи.
Занятия лечебной физкультурой начинают уже в первые дни после инсульта, как только позволят общее состояние больного и состояние его сознания. Сначала это пассивная гимнастика (движения во всех суставах пораженных конечностей совершает не больной, а реабилитолог, или инструктируются им родственники или сиделка). Упражнения проводятся под контролем пульса и давления с обязательными паузами для отдыха.

в Дальнейшем упражнения усложняются, больного начинают сажать, а затем обучают садиться самостоятельно и вставать с кровати. У больных с выраженным парезом (расстройством движений) ноги этому этапу предшествует имитация ходьбы лежа в постели или сидя в кресле. Больной учится стоять сначала с поддержкой методиста, затем самостоятельно, держась за тумбы раму или спинку кровати. При этом больной старается равномерно распределять вес тела на пораженную и здоровую ноги. В дальнейшем пациент учится ходьбе. Сначала это ходьба на месте, затем ходьба по палате с опорой на тумбы раму, потом самостоятельная ходьба с опорой на четырех-или трехножную трость.

К самостоятельной ходьбе без опоры больной может приступить только при хорошем равновесии и умеренном или легком парезе ноги. Расстояние и объем передвижения постепенно увеличиваются: ходьба по палате (или в квартире), затем ходьба по больничному коридору, по лестнице, выход на улицу и, наконец, пользование транспортом.

Восстановление самообслуживания и других бытовых навыков также происходит поэтапно. Вначале это обучение простейшим навыкам самообслуживания: самостоятельному приему пищи, навыкам личной гигиены; затем обучение самостоятельному одеванию (что довольно непросто при парализованной руке), пользованию туалетом и ванной. Самостоятельно пользоваться туалетом и ванной больным с гемипарезом (неполный паралич одной половины тела) и атаксией (расстройством координации) помогают различные технические приспособления: поручни у унитаза, скобы в стенах ванной комнаты, деревянные стульчики в ванне. Эти приспособления нетрудно сделать как в больнице, так и в домашних условиях.

При хорошем восстановлении навыков самообслуживания и ходьбы больных надо привлекать к домашним работам; больных молодого возраста с легкими постінсультнимі нарушениями следует готовить к возвращению на работу.